Flash mob - (англ. - мгновенное столпотворение) собрание большой группы людей в заранее определённом месте и в заданное время. При этом участники акции в течение короткого периода времени выполняют какие-либо действия не преследующие никаких политических, коммерческих или рекламных целей, единственная цель - поднять настроение себе и озадачить других людей, после чего все расходятся так же неожиданно как и собрались.

Действия участников флэшмоба, как правило, совершенно обыденны, и ни в коем случае эти действия не должны быть противоправными, провоцирующими и нарушающими порядок. Хотя, если всё в разумных пределах... Основной эффект создаётся тем, что одни и те же действия совершаются большой толпой людей в одно время и в одном месте (например, массовое поедание бананов на выставке стиральных машин, или проход толпы в бумажных шапочках через торговый комплекс). У "зрителей" (или, скорее, жертв :)) подобного мероприятия создаётся ощущение абсурдности и мистичности происходящего, ведь, как установил тов. Фрейд, поведение большинства подсознательно воспринимается как нормальное; "жертве" начинает казаться что это у него не все дома когда все вокруг бегают в бумажных шапочках, а у него такой нет...

Несмотря на то, что флэшмоб появился совсем недавно (см. историческую справку), уже сложились определённые правила оганизации и проведения флэшмобов:

Во время подготовки флэшмоба соблюдается секретность, как правило организаторы (мобераторы) сообщают о точном времени и месте проведения "операции" за несколько часов до неё. Это необходимо для того, чтобы избежать утечки информации, акция должна быть неожиданной.

Новые идеи и даты проведения будущих флэшмобов должны обсуждаться на форумах, в чатах, в ЖЖ и т.п.

Каждый новый флэшмоб должен быть оригинальным и не повторять проведённые ранее.

Участникам флэшмоба необходимо быстро собраться в строго определённое время и также быстро разойтись в разные стороны смешавшись с толпой после окончания акции.

Участникам флэшмоба не нужно знать друг друга, поэтому не нужно заранее знакомиться (так намного интереснее).

Во время флэшмоба запрещается общение участников друг с другом (если это не предусмотрено инструкциями), т.к. всё должно выглядеть спонтанным и не подготовленным заранее.

Во время флэшмоба строго запрещается общение участников с журналистами (если это не предусмотрено инструкциями).

Флэшмоб не должен преследовать никакие политические, коммерческие или рекламные цели.

При проведении флэшмоба запрещается совершать какие-либо противоправные действия.

Участники и случайные "жертвы" должны получить удовольствие от акции :)

Однако, эти правила никто не утверждал, и они могут быть изменены в зависимости от конкретной акции, но последние 3 - обязательные! Иначе, это будет уже не флэшмоб, а смартмоб (см. статью), погром, реклама и т.п.

Естественно, что при правильной подготовке флэшмоба его участники получат немало удовольствия, смогут весело провести время и поднять настроение окружающим. Вот что говорят люди, принявшие участие в таких акциях:

"В этом всем есть элемент секретности, что очень привлекательно для людей", - считает американский банкир Фрэд Хойстед, принимавший участие в нью-йоркском флэшмобе. "Это весело, и совершенно не должно угрожать кому-либо. Но весь кайф в том, что ты не знаешь, кто все это организует и кто еще будет участвовать", - говорит Хойстед.

Другой участник "моментального столпотворения" в Лондоне - 33-летний Саймон Хадсон считает, что речь идет о новом культурном явлении: "Я думаю, что мы еще будем рассказывать об этом своим внукам. Такие штуки позволяют нарушить привычный ход жизни".

"Большая часть моего рабочего времени, да и свободного, регламентирована. А здесь я оказался в игровой ситуации, смог почувствовать себя кем-то другим, испытать что-то новое", - сказал Максим, сотрудник крупной московской корпорации.

"Участие в этой акции - приобщение к некоторой глобальности и противостояние рутине, в которой мы постоянно живем. Поднимаешь табличку и чувствуешь себя прекрасным заговорщиком. Но таких как ты много, и это придает силы. А в то же время - это вызов, в первую очередь, себе. Проверка своей решительности: сумеешь ли ты, в свете последних событий - массовых терактов, не побояться пойти в публичное место?" - объясняет свою позицию петербуржец Илья Радченко, специалист отдела аудита компании "Эрнст энд Янг". А его друг Василий Стариков добавляет: "Это способ заставить посторонних людей не только улыбнуться, но и поиронизировать над собой. Тем более с надписью "Общество анонимных алкоголиков".