Первые попытки описать подобные флэшмобу акции можно найти в книгах фантаста Ларри Нивена, которые вышли ещё в 60-х годах прошлого столетия. Идея собирать людей вместе, о которой писал автор, весьма похожа на современный флэшмоб. Интересно и то, что тогда же в 60-х состоялась акция, которую сегодня мы назвали бы флэшмобом. Её инициатором был радиоведущий Жан Шеферд, он попросил своих слушателей собраться в определённом месте в заданное время. Когда полицейские увидели сотню человек возле сгоревшего здания и начали выяснять, что там они делают, никто ничего им не смог ответить. Ну, почти флэшмоб.

Однако, я не хочу этим сказать, что именно тогда появилась идея флэшмоба и состоялись первые fm-акции. Скорее всего, они случались и раньше, но только в прошлом году им было дано определение. В октябре 2002 года была опубликована книга социолога Говарда Рейнгольда "Умная толпа: следующая социальная революция", в которой автор писал (см. интервью) о потенциальных возможностях толпы, способной собираться за пару часов с помощью современных цифровых технологий (e-mail, sms и т.п.). Многие флэшмобберы на Западе считают его "отцом-основателем" всего движения, но это не совсем так. Во-первых, Рейнгольд писал не о флэшмобе, а о смартмобе - это разные понятия. Во-вторых, он не ставил перед собой цели организовывать какое-либо движение или сообщество. Такая идея пришла создателю сайта FlockSmart.com - преуспевающему 28-летнему компьютерщику из Сан-Франциско Робу Зазуэта - после того, как он ознакомился с книгой Рейнгольда. "Представьте себе, что в теплый летний полдень вы сидите на скамейке в парке. Внезапно неизвестно откуда рядом вырастает толпа, поднимает небольшую скульптуру и исчезает. А теперь представьте, что вы - человек из этой толпы, часть живой, физически существующей общины. А еще лучше представьте, что у вас есть хорошая идея и вы сами организуете такую общину, - говорится в разделе "О нас" сайта FlockSmart.com. - Наша цель - облегчить появление "умных толп" и построить вокруг них сообщество".

Сейчас почему-то принято считать, что первая акция флэшмобберов прошла в июне этого года в Нью-Йорке. Хотя на самом деле это был уже второй флэшмоб, а первая акция была ещё в мае. Тогда некто Bill отправил 50 электронных писем своим знакомым, и попросил их собраться в одном из бутиков Мантхэттена. Но владелец магазина узнал об их планах и вызвал полицию. Первая попытка провалилась... Позже, не без участия Bill'a, появился "the Manhattan Mob Project" - секретное сообщество флэшмобберов. Они стали собираться в известное только им время в разных барах и ресторанах Манхэттена, где им выдавались инструкции следующего флэшмоба. Никто из участников не мог знать заранее, где и когда состоится следующая акция.

Всем известный второй Нью-Йоркский флэшмоб прошёл намного успешнее. Он состоялся 17 июня. Более 100 человек окружили огромный восточный ковёр в магазине Macy's и стали уверять озадаченных продавцов, что им срочно требуется "любовный ковёр" ("love rug") за 10 тысяч долларов для их "общины". После этого случая "мгновенные толпы" стали появляться в различных уголках мира чуть ли не каждый день.

На той же неделе по улицам Токио и Осаки прошли сотни людей в костюмах агента Смита из Матрицы, при этом они пытались изображать боевые сцены из фильма. Зрелище, согласитесь, не для слабонервных поклонников Нео.  Первый европейский флэшмоб планировали провести в Лондоне, но его подготовка затянулась почти на месяц. Тем временем в Риме была организована и проведена своя акция - она и стала первой в Европе. 24 июля около 200 человек вошли в книжный магазин и стали в течение нескольких минут спрашивать у продавцов несуществующие книги, затем они наградили аплодисментами терпеливых сотрудников магазина и разошлись "по делам".

30 июля в Берлине состоялся первый немецкий флэшмоб. На эту акцию пришло всего около 70 человек, они сделали зарядку на улице (попрыгали, покрутились, похлопали в ладоши) и разошлись. Очень скромное начало по сравнению с Римом. Но, несмотря на это, сейчас флэшмоб в Германии очень популярен. Такие акции прошли практически во всех крупных городах, причём немецкие флэшмобберы придумывали очень интересные сценарии. Так в августе в Берлине рядом с американским посольством 250 человек одновременно откупорили бутылки с шампанским и на протяжении трех минут в унисон выпивали "За Наташу!", а в Дортмунде мобберы собрались возле выставки стиральных машин и начали поедать бананы.

Движение флэшмобберов добралось и до тихого университетского городка Кембриджа. Там 31 июля более 200 человек стали требовать в книжном магазине открытку "для Билла". Это имя, скорее всего, было выбрано не случайно - вспомните первый флэшмоб в Манхэттене.

3 августа прошла первая акция флэшмобберов в Сиднее. По сценарию участники должны были собраться на пляже, снять свой левый ботинок и опустить левую ногу в воду. При этом нужно было смеяться и аплодировать (наверное, самим себе).

А долгожданный флэшмоб в Лондоне был проведён 7 августа. В тот день более 200 человек собрались в салоне мягкой мебели Sofa UK и стали рассматривать находившиеся там диваны. Потом флэшмобберы начали звонить из салона своим друзьям и рассказывать о происходящем не произнося букву "о". Интересно было бы это послушать.

В начале августа о флэшмобе заговорили и в России. "Я подумал, а почему бы и в Петербурге не провести что-то подобное. В своем дневнике на livejournal. com я высказал эту идею и написал инструкцию к действиям. Желающих поучаствовать отозвалось очень много, в том числе и Москва поддержала нас" - рассказывает инициатор первого российского флэшмоба Владимир Яковлев. Первая акция в стране была запланирована на 16 августа, но первым стал флэшмоб, проведенный в московском универмаге ГУМ 15 августа. Пришли на него всего-то человек 20, однако начало движению Флэшмобберов в России все же было положено.
Вот сценарий этой акции:

1. Выставить точное время на мобильном телефоне
2. Установить будильник на 19:33
3. Прийти в ГУМ в 19:25
4. 19:30 быть у фонтана и начать ходить вокруг него против часовой стрелки
5. Когда сработает будильник, начать аплодировать и делать это в течение одной минуты.
6. Бросить в фонтан монетку, сказать "до встречи" соседу и уйти в направлении, откуда пришли.

Не все участники выполнили все условия сценария. Охрана универмага явно была осведомлена об акции, но ничего не предпринимала, чтобы помешать мобберам. Однако фото и видеосъемка были запрещены.

А вот 16 августа прошло сразу несколько флэшмобов. Кроме изначально запланированных акций в Москве и Петербурге, были проведены флэшмобы в Киеве и Днепропетровске.

В Питере на Московском вокзале в 17.00 несколько десятков человек с бумажными табличками встречали одну женщину прибывающую поездом №62. Надписи на табличках у всех были одинаковые: "Татьяна Лаврухина. Общество анонимных алкоголиков".

А в Москве на Ленинградском вокзале в 17.20 в 2 раза меньшая группа людей встречала человека по имени NzR178qWe (это было написано у них на табличках) из Петербурга. Акция была организована за 5 дней, всего в ней приняло участие около 100 человек. Интересно то, что изначально в Москве мобберы хотели ради прикола пойти встречать Володю Путина, но за день до акции поняли, что так делать не надо, и решили поменять таблички. Представители СМИ прикола не поняли и тут же придали акции политическую окраску.

В тот же день в Киеве прошёл первый флэшмоб. Согласно сценарию, участники акции должны были в 17.00 подойти к железной пальме (которая находится в "Глобусе" на Майдане), и несколько минут её фотографировать. Но эта информация сразу же попала в СМИ, и от идеи пришлось отказаться. Всего за несколько часов до акции координаторам удалось распространить среди "своих" новый сценарий. Все участники, согласно "Плану Б", закупили по одной большой сосательной конфете на палочке, и пошли рассматривать витрины магазинов с 17.58 до 18.02 неподалёку от той железной пальмы, где их ещё час назад ждали журналисты. Затем все собрались возле конфетного ларька, и, облизывая свои конфеты, стали спрашивать у продавцов: "Скажите, пожалуйста, сколько нужно съесть таких конфет, чтобы поправиться на 7 килограмм?"...
По подсчётам в акции приняло участие более 70 человек. Очень удачный флэшмоб!

И ещё одна акция была проведена в тот же день в Днепропетровске. Примерно в 17.17 в торговый комплекс "Гранд Плаза" вошли 30 человек в бумажных шапочках, они молча прошли через 2 этажа комплекса и пошли пить пиво. Этот флэшмоб удалось организовать всего за 2 дня - неплохой результат для первой акции!

Ну вот, это были все наиболее значимые "исторические" флэшмобы. Помните, что будущее fm-движения зависит от всех нас. А пока популярность флэшмоба растёт с каждым днём.